Эссе «Формирование языковой личности в медиапространстве»

Я очень уважаю и люблю свою профессию. Быть полностью счастливой можно лишь тогда, когда делаешь то, что любишь и считаешь это великим делом. Для того, чтобы у ребенка появилось желание получать знания, нужно увлечь, заинтересовать его своим предметом. Вот где открывается простор для творчества и фантазии учителя! Нужно показать общекультурную ценность русского языка и ее важность для каждого как средства интеллектуального и духовного развития, самореализации в профессии.

Но мир меняется, меняются индустрии и профессии, приспосабливаясь к требованиям цифровой среды. Меняемся и мы. Современное общество я бы назвала медиапространство. И в таких условиях возрастает роль информационной и нравственной компетентности обучащихся. Только представьте: еще 15 лет назад не было смартфонов, в YouTube тогда едва выложили первое видео, а слово «дрон» было известно только военным. 13 лет назад я пришла в школу начинающим специалистом и задумала организовать школьный пресс-центр. Программу задумывала как классическую школьную газету, где пишут дети. Но очень быстро, уже в пору создания первых выпусков, стало ясно: никакая «классичность», подразумевающая длительную стабильность, обязательную упорядоченность и соответствие строгим правилам, не применима с детьми, которые видят мир, главными характеристиками которого стали яркие, динамичные изменения и едва ли не ежедневные технологические прорывы. Формирование языковой личности в медиапространстве – считаю, вот одна из важных задача учителя-языковеда. Все эти современные явления новой парадигмы отношений человек−информация−общество создают прецедент значимости для человека определенной суммы знаний и умений, например, таких как умение извлекать из информации новую информацию. И в своей работе я бы хотела научить детей не потеряться в потоке информации, научить отбирать нужное среди многого, умело транслировать свое мнение, чтобы быть услышанным.

Хочу создать школьный пресс-центр, где учились бы способам и средствам восприятия, переработки, транслирования информации в условиях медиапространства.

Методической находкой для решения этих задач считаю компетенцию “Мультимедийная журналистика” (далее – ММЖ) программы ранней профессиональной подготовки и профориентации школьников WorldSkills (Молодые профессионалы). Что это такое? В современной журналистике термином «ММЖ» принято, как правило, обозначать массовую коммуникацию посредством комплекса взаимосвязанных носителей информации разной природы – текста и гипертекста, звука, изображений, видео – работающих одновременно в различных комбинациях и пропорциях в едином формате журналистского продукта. Это определенный способ представления журналистского материала. Это медиапродукт, который посвящен одной теме и сочетает в себе несколько форматов — фото, видео, текст, инфографика, интерактив.

Современная языковая личность живет в медиапространстве. При условии, когда школьник научится ориентироваться в ней и научится сам создавать информационное пространство, он будет в ногу со временем, будет востребован как специалист. Мультимедийный журналист — это не только и не столько человек, который может писать, снимать и монтировать. Это человек, который умеет мультимедийно думать, который может взять на себя разные роли в команде создателей мультимедийных проектов. ММЖ – другой способ творческого мышления.

Задание в компетенции ММЖ чемпионата WorldSkills звучит следующим образом: создать и опубликовать мультимедийный (публицистический с элементами аналитики) лонгрид на определенную тему на платформе Tilda CC, работа выполняется командой из 2-3 человек. В первый раз, когда я столкнулась с этим, возникло очень много вопросов. Как говорится, от терминологий глаза полезли на лоб. Но глаза боятся, руки делают: и мы с начали постепенно изучать, вникать. В этом момент я наблюдала с каким увлечением дети работают и постигают новое, неизведанное. Они быстрее меня освоили конструктор сайтов Tilda CC, уже имели определенные навыки работы в программе SonyVegasPro, очень хорошо поняли, как настраивать технические требования к медиафайлом по условиям конкурса. Моя задача заключалась лишь в правильном направлении содержательной части журналистского контента, только уже трансформированного в медиапродукт.

Что дает моим ребятам ММЖ? Прежде всего это, конечно, свободное владение словом, доступным для понимания аудитории всех возрастов. А это помогает успешно реализовать потенциал личности, войти в социокультурное пространство общества. Ведь невероятно сложно жить и «выживать» в том современном обществе, которое педагоги каждый раз упоминаем, когда хотим выразить различные инновации в образовании.

А осознаем ли мы скорость изменения мира, к которому готовим своих учеников? Обратите внимание на следующие примеры. В 2015 г. «The Wall Street Journal» опубликовал занимательную статистику с ссылкой на 100-страничный доклад экономистов Оксфордского университета «Технологии в работе: будущее инноваций и занятости». Эти цифры — наглядная демонстрация того, что происходит с информацией, интересами мировой публики и скоростями, в которых приходится работать современным медиа и не только. По данным оксфордских исследователей, чтобы достичь цифры в 50 млн пользователей, телефонным компаниям потребовалось 75 лет. Радио получило этот результат за 38 лет, телевидение — за 13, Интернет за 4 года. У Facebook на это ушло 3,5 года, а игра «Angry Birds» смогла получить аудиторию в 50 млн пользователей за 35 дней. Эта же игра побила рекорд и по другим показателям — к июлю 2015 г. ее скачали 3 млрд раз. И это (вплоть до появления «Pokemon Go», многопользовательской ролевой игры дополненной реальности для мобильных устройств, которая за неделю после появления летом 2016 г. была установлена 10 млн раз) самое успешное, современное, мультимедийное медиа в мире. Такие цифры, действительно, заставляют задуматься. После 2012 г. из цифрового медийного мира в Оксфордский словарь как «слова года» вошли понятия «селфи» и «эмодзи-смайлик». Да, это тренд. Это современное общество. Это медиапространство. Огромное. Необъятное. Реальное.

Педагогическая деятельность каждый раз преподносит сюрпризы, заставляет учиться, познавать и открывать новое, мобилизует все душевные и интеллектуальные возможности, стимулирует к постоянному творчеству и саморазвитию. Я не могу сейчас утверждать, что методическая находка ММЖ отвечает всем требования, скорее пока удовлетворяет… Заключение с многоточием. Я благодарна судьбе, своей выбранной профессии, своим ученикам. Быть вместе с детьми, вместе творить и обретать – вот моя методическая находка: сотрудничество и сотворчество, основанные на неравнодушии и любви, любви к детям, к профессии, к жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий