Применение системно-деятельностного и задачно-проблемного подходов к обучению сжатому изложению приводят к быстрым хорошим результатам. Данная опорная таблица доступна для восприятия учащихся и чрезвычайно эффективна. Это показывают результаты ОГЭ последних лет среди моих учеников.
Проблема: Для чего надо обучить учащихся технике сжатого изложения?
1. Когда ученик работает над изложением, он старается показать, что основная мысль прослушанного текста ему понятна. Это важная часть в работе над изложением: таким образом, ученик отрабатывает свое умение - выделить главное в тексте, демонстрирует уважение к собеседнику, к его мнению.
2. Когда человек умеет правильно уменьшать объем изложения, он тем самым показывает, что научился выделять основное содержание этого текста и каждого его абзаца (микротемы). Это важно в любой жизненной ситуации – умение отделять главное от второстепенного, чему и обучает сжатое изложение. Все эти умения ученики будут использовать не только при подготовке к ГИА, но и в дальнейшей жизни, что обеспечит им его деловые и личные взаимоотношения.
ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА |
||
Часть 1 |
Часть 2 |
Часть 3 |
Определите главную мысль микротемы №1 в сжатой форме
__________________ __________________ |
Зафиксируйте начало микротемы в сжатой форме: ______________________ ______________________ |
Создайте свой микротекст, используя приемы сжатия
(компрессии): ____________________ ____________________ |
Определите главную мысль микротемы №2 в сжатой форме
__________________ __________________ |
Зафиксируйте начало микротемы в сжатой форме: ______________________ ______________________ |
Создайте свой микротекст, используя приемы сжатия
(компрессии): ____________________ ____________________ |
Определите главную мысль микротемы №3 в сжатой форме
_________________ __________________ |
Зафиксируйте начало микротемы в сжатой форме: ______________________ ______________________ |
Создайте свой микротекст, используя приемы сжатия
(компрессии): ____________________ ____________________ |
1. Подготовка черновика работы по опорной таблице (начертить три столбика);
2. Первое прослушивание текста. На данном этапе заполняется только первый столбик. Самое главное правило: слушать внимательно текст от начала до конца, а записывать только главную мысль каждой выявленной микротемы (нельзя писать всё подряд).
3. При первом прослушивании текста надо определить количество абзацев (микротем), выделить три главные микротемы.
4. Формулировка условных заглавий для каждой микротемы, опираясь на абстрактную, оценочную, стилистически высокую лексику текста.
5. Второе прослушивание текста. На данном этапе заполняется только второй столбик опорной таблицы. Главное правило: внимательно слушая, успеть записать как можно больше из прослушиваемого текста.
6. После всего этого следует составить свой текст, используя приемы сжатия в каждой микротеме текста.
Роль опорной таблицы при работе над сжатым изложением.
Комментариев нет:
Отправить комментарий