Опорная таблица для подготовки учащихся 8-9 классов к сжатому изложению

Методическая авторская разработка 
«Опорная таблица для подготовки учащихся 
8-9 классов к сжатому изложению»

С каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. И потому в качестве итогового экзамена включено сжатое изложение. Это одно из заданий на ОГЭ по русскому языку, по которому ученики могут получить хорошие баллы. Именно поэтому важно подготовиться к нему тщательно.
    Я решила создать свою Методическую разработку по теме «Опорная таблица для подготовки учащихся 8,9 классов к сжатому изложению».
Применение системно-деятельностного и задачно-проблемного подходов к обучению сжатому изложению приводят к быстрым хорошим результатам. Данная опорная таблица доступна для восприятия учащихся и чрезвычайно эффективна. Это показывают результаты ОГЭ последних лет среди моих учеников.
ГИА по русскому языку состоит из трех частей. 1 часть – написание сжатого изложения к тексту. Готовясь к сжатому изложению, необходимо обучающимся тренироваться выполнять самые разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. В этом и помогает моя авторская разработка опорных таблиц, с помощью которой ученики выполняют специальные упражнения. Сначала следует обучающимся объяснить, для чего им необходимо научиться сжатию текста.
    Проблема: Для чего надо обучить учащихся технике сжатого изложения?
1. Когда ученик работает над изложением, он старается показать, что основная мысль прослушанного текста ему понятна. Это важная часть в работе над изложением: таким образом, ученик отрабатывает свое умение - выделить главное в тексте, демонстрирует уважение к собеседнику, к его мнению.
2. Когда человек умеет правильно уменьшать объем изложения, он тем самым показывает, что научился выделять основное содержание этого текста и каждого его абзаца (микротемы). Это важно в любой жизненной ситуации – умение отделять главное от второстепенного, чему и обучает сжатое изложение. Все эти умения ученики будут использовать не только при подготовке к ГИА, но и в дальнейшей жизни, что обеспечит им его деловые и личные взаимоотношения.
Пример данной опорной таблицы

ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Определите главную мысль микротемы №1 в сжатой форме __________________

__________________

Зафиксируйте начало микротемы в сжатой форме:

______________________

______________________

Создайте свой микротекст, используя приемы сжатия (компрессии):

____________________

____________________

Определите главную мысль микротемы №2 в сжатой форме __________________

__________________

Зафиксируйте начало микротемы в сжатой форме:

______________________

______________________

Создайте свой микротекст, используя приемы сжатия (компрессии):

____________________

____________________

Определите главную мысль микротемы №3 в сжатой форме _________________

__________________

Зафиксируйте начало микротемы в сжатой форме:

______________________

______________________

Создайте свой микротекст, используя приемы сжатия (компрессии):

____________________

____________________

        Пошаговый алгоритм действий при работе с опорной таблицей:
1. Подготовка черновика работы по опорной таблице (начертить три столбика);
2. Первое прослушивание текста. На данном этапе заполняется только первый столбик. Самое главное правило: слушать внимательно текст от начала до конца, а записывать только главную мысль каждой выявленной микротемы (нельзя писать всё подряд).
3. При первом прослушивании текста надо определить количество абзацев (микротем), выделить три главные микротемы.
4. Формулировка условных заглавий для каждой микротемы, опираясь на абстрактную, оценочную, стилистически высокую лексику текста.
5. Второе прослушивание текста. На данном этапе заполняется только второй столбик опорной таблицы. Главное правило: внимательно слушая, успеть записать как можно больше из прослушиваемого текста.
6. После всего этого следует составить свой текст, используя приемы сжатия в каждой микротеме текста.
         Роль опорной таблицы при работе над сжатым изложением.
Предложенный четкий алгоритм действий в работе со специальной опорной таблицей, с кратким описанием помогает учащимся выстроить порядок работы над сжатием прослушанного аудио-текста, придаёт им уверенности в создании собственного текста.
Таким образом, добиваюсь того, что ученик, опираясь на данную методику, отработает пошаговый алгоритм действий и придет к необходимым понятиям всех требований к написанию сжатого изложения. В результате ученик будет уверенным в результате своей работы, справится со сжатым изложением и на уроке, и на ОГЭ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий